Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6
 «МАШЕНЬКА»

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «МАШЕНЬКА»

Чурилина Наталья Викторовна


Опубликовано 05.02.2021    (Обновлено 05.02.2021 22:53)

Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах

 

 

Консультация

 

 

Ссылка на презентацию о здоровьесберегающих технологиях

 

Здоровье человека - важная тема для разговора во все времена. Писатель Михаил Шолохов говорил, что оно «всему голова», выдающийся русский деятель Виссарион Белинский утверждал, что без него «невозможно и счастье», а народная мудрость гласит, что его «ни за какие деньги не купишь».

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких –либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно- психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте  здоровых детей становится все меньше.

Здоровые дети – в здоровой семье.
Здоровые семьи – в здоровой стране.
Здоровые страны – планета здорова.
Здоровье – какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете,
Растут здоровые дети!

Мы сегодня всех детей группы № 8 о здоровье рассказать вежливо попросим. Высказывания детей моей группы:
Здоровье – это когда ты сильный( Илья Авдюхов).
Здоровье – это когда ты здоровый (Максим Аджамов).
Здоровье – это когда не болеешь (Маша Ломакина).
Здоровье – это когда ты красивый (Соня Касимовская).
Здоровье – это хорошее настроение (Никита Кочуков).
Здоровье – это когда ты бодрый (Егор Малютин).

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые позволяют сохранить и обогатить здоровье детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: предоставить ребенку наиболее благоприятные условия для развития, которые характеризуются психолого – педагогическими условиями воспитания и обучения, содержанием и методами, характером взаимодействия педагогов с детьми и построением развивающей среды.

Задачи :
– Охранять и укреплять здоровье детей.
– Совершенствовать их физическое развитие.
– Повышать сопротивляемость защитных свойств организма.
– Улучшать физическую и умственную работоспособность.

Здоровьесберегающие технологии используемые нами :
– соблюдение температурного режима проветривания,
– облегченная одежда внутри учреждения,
– соблюдение режима прогулок,
– обширное умывание, мытье прохладной водой рук по локоть,
– утренняя гимнастика в носочках,
– точечный массаж, самомассаж,
– оздоровительные упражнения с использованием массажных ковриков, мячей, промывание носа проточной водой,
– полоскание горла кипяченой водой,
– ходьба босиком,
– витаминотерапия, ароматерапия (лук, чеснок ),
– гимнастика для глаз,
– дыхательная гимнастика,
– гимнастика пробуждения,
– физкультминутки на занятиях,
– подвижные игры,
– дни здоровья,
– спортивные занятия, праздники.

Ежедневное проведение утренней гимнастики и гимнастики после сна в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, способствуют закаливанию детского организма, вырабатывают стойкость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, способствуют совершенствованию двигательных способностей, развивают физические качества (силу, ловкость, гибкость), воспитывают согласованно действовать в коллективе. В комплекс упражнений добавляем дыхательные и звуковые элементы, пальчиковую гимнастику, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Длительность утренней гимнастики в первой младшей группе-4-5 минут, во второй младшей группе- 5-6 минут, в средней- 6-8 минут, в старшей  8-10 минут, в подготовительной- 10-12 минут.

Мытье прохладной водой рук по локоть, обширное умывание после сна служит не только оздоровлению детей, но и приучает к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур.

Моем - моем мы ладошки,
Мылом пенным и душистым.
Все их моют, даже кошки,
Чтобы было чисто – чисто.
Наши щечки умываем,
Глазки наши закрываем-
Их водичкой моем тоже-
На принцессу ты похожа.
Ты такой теперь пригожий!

Раз – обмоем кисть руки,
Два – с другою повтори.
Три – до локтя намочили,
Четыре – с другою повтори.
Пять – по шее провели,
Шесть – лицо своё обмоем,
Семь – с рук усталость смоем.
Восемь – воду отжимай,
Девять – сухо вытирай.

В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые. Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

Полоскание горла кипяченой водой . Проводят данное закаливание у детей старшего дошкольного возраста. Полоскание проходит каждый день в обед после еды, начинается с температуры воды в 30 градусов, затем через каждые 10 дней понижается на 1 градус и доводится до температуры в 20 – 25 градусов . Данная процедура очень эффективна в профилактике заболеваний носоглотки.
Витаминотерапия – это применение различного рода витаминов с целью профилактики и лечения некоторых заболеваний, а также для восполнения в организме недостатка в них. Детям  каждый день предлагаются фрукты или соки.

Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи.  Например самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Точечный массаж - один из самых древних методов лечения. Благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние ребенка и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь, укрепить иммунитет.

Вышел зайчик на лужок,
На зеленый бережок.  
Потирает зайка нос,
Чтобы носик не замерз.
Серый зайчик вместе с нами
Потирает над бровями
Говорила   зайке мать – надо ушки потирать!

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют   воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
– выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
– проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
– заниматься до еды;
– заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
– вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
– вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
– после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

Гимнастика для глаз – это еще одна неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. Гимнастика для глаз позволяет дать необходимый отдых глазам, предупредить нарушения, добиться улучшения здоровья в целом. Упражнения следует выполнять 2-3 раза в день по несколько минут. Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме.
Без гимнастики,  друзья, нашим глазкам жить нельзя!

В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.     
Правого плечика мячик коснется.
И ненадолго за спину вернется.   
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.   

Дорожка здоровья предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем. Оздоровительные массажи этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических, либо умственных нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности.

Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. Играя в подвижные игры дети овладевают разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием, без которых нельзя активно заниматься спортом.

Значение подвижных игр:
– развивают психические качества: внимание, память, воображение, самостоятельность
– учат соблюдать правила, подчиняться общим требованиям, помогать друг другу
– активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию
– формируют быстроту, силу, выносливость, ловкость.

Любая организованная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм  дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, теряется интерес к деятельности.
Физкультурные минутки помогут детям отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключиться с учебной задачи на движение. Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут НОД, у детей 5-6 лет –через 10-12 минут, в 7-8 лет- через 12-15 минут.

Раз – руки вверх махнули и при том вздохнули
Два – три нагнулись, пол достали
А четыре прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики девочки и мальчики.

Во всех возрастных группах проводится по три занятия физической культуры в неделю: два в спортивном зале или групповой комнате и одно на открытом воздухе, согласно расписанию. Оздоровительные задачи  направлены на оптимизацию физического развития и физической подготовленности ребенка, ориентируют на всестороннее развитие его физических качеств, совершенствуют двигательные способности, укрепляют здоровье, закаливают организм, повышают его устойчивость к заболеваниям. В младшей группе занятие длится 15 минут, в средней- 20 минут, в старшей -25-30 минут, в подготовительной- 30 минут.

В системе массовых мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и формирования здорового образа жизни, важная роль принадлежит дням здоровья . Эти дни отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, насыщенной вариативностью стимулирующих и активирующих форм и приемов, способствующих формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма. В планировании, организации и проведении дня здоровья принимают активное участие не только воспитатели, но и медицинский работник, инструктор по физической культуре, другие специалисты ДОУ, родители.

Ведущим фактором, обеспечивающим правильное развитие и функционирование всех органов и систем – является правильное питание ребенка. Недостаточное обеспечение детей железом, селеном, йодом, цинком, кальцием может послужить основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, снижении физической работоспособности. Главной задачей нашей деятельности является привить дошкольникам навыки здорового образа жизни, правильного питания, дать знания о витаминах в питании. Приучить к режиму дня, знакомить с традициями русской трапезы, историей появления столовых приборов, умение ими пользоваться. Большое значение уделять культуре принятия пищи. Немаловажным мы считаем и знания о кухне и посуде, как правильно ухаживать за кухонной утварью. Чем порадовать гостей за праздничным столом, что должно включать в себя праздничное меню, как сервировать ежедневный и праздничный стол.

Сперанский писал: «День проведенный без прогулки, потерян для здоровья». Прогулка развивает умственные способности и наблюдательность, удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении, дети становятся ловкими, смелыми, выносливыми, у них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Итак, подводя итог данной презентации, мне хочется сказать, что забота о здоровье ребенка, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Еще Сухомлинский писал: « Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.


Обсуждение

 

×

Регистрация

Обновить картинку

Если Вы не робот, введите код с картинки*

При регистрации Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных.

(*) - поля, обязательные для заполнения


Мои Интернет ресурсы