Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6
 «МАШЕНЬКА»

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «МАШЕНЬКА»

Чурилина Наталья Викторовна


Опубликовано 05.02.2021    (Обновлено 05.02.2021 22:05)

Математическая предметно-развивающая среда

 

 

 

Организация математической предметно-развивающей среды

 

 

 

Ссылка на презентацию по организации математической среды

 

Актуальность :  
О значении и роли математики для прогресса других наук, для познания законов развития природы и общества в наше время говорят и пишут очень много. Благодаря сложным математическим расчетам человек получил возможность успешно осваивать космос, опускаться в глубины океана и покорять неизведанные тайны природы. В настоящее время без математики невозможно рациональное планирование и управление народным хозяйством; без нее немыслимы современные информационно-коммуникационные технологии. Математика помогает углублять наши познания в социологии и языковедении, психологии и искусстве, медицине и образовании.

Определение :
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы (М.Н. Полякова).

Цель :
Создание условий для математической деятельности детей.

Задачи :  
1. Формировать качества личности ребенка, необходимые для успешного владения математикой: целенаправленность, настойчивость, находчивость, самостоятельность.
2. Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе.
3. Воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Компоненты предметно-развивающей среды :
Предметное содержание
Пространственная организация
Изменения во времени
При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Требования ФГОС :  
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:  
– содержательно-насыщенной  
– трансформирующей  
– полуфункциональной  
– вариативной  
– доступной;
– безопасной.

Формы работы :  
В настоящее время в практике работы по формированию элементарных математических представлений широко используют игры, игровые упражнения, математические викторины, решение логических задач, разгадывание ребусов. Наиболее эффективной формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра . Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Наиболее часто используют следующие игры: геометрическое лото, «Колумбово яйцо», квадрат «Воскобовича», блоки «Дьенеша». Дидактические игры организуют во время непрерывной непосредственной образовательной деятельности, а также при проведении математических конкурсов, в свободной игровой деятельности. Использование игр формирует основные представления о геометрических фигурах, о форме, цвете, размере.

Уголок математики:

 
Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. В оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике, детской художественной литературы. Организую его, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, полочки, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым предоставляю детям возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, порядкового счёта, помогает моим воспитанникам занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие цифры, герои сказок.

Уголок конструирования:  
Особое внимание в группе   уделяется конструированию. Поэтому для формирования у детей эталонно-модельной формы опосредования в группе есть уголок конструирования, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Уголок дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного уголка позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Дидактический материал по математике, используемый в повседневных играх, безвреден для здоровья и отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Дидактические игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствуют у детей  развитию зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию детей.

Мы - воспитатели,  стараемся грамотно подбирать демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещать во время проведения занятия, стараемся, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной и безопасной, чтобы оборудование было расставлено удобно.

Если в ближайшее время игра, пособие, оборудование по математике не используются, мы их меняем на другое пособие, таким образом учитывается принцип функциональности.   Подбираем только те материалы, которые предназначены детям определенного возраста.

Развивающая среда в группе «Фантазеры» способствует развитию познавательных интересов детей и периодически пополняется новыми дидактическими играми и дидактическим материалом. Подобная организация пространства и материала по математике позволяет детям выбирать интересные для себя занятия и игры. А нам, воспитателям , дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс по математике с учетом индивидуальных особенностей детей.   

Работа с родителями :  
В уголке для родителей содержится вся необходимая информация по данной теме.
Консультации :  
«Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет к концу года»
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Математика в детском саду»  
Рекомендации :  
«Развитие математических способностей у ребёнка дошкольного возраста в домашних условиях»

С целью ознакомления родителей с результатами деятельности детей по математике,  регулярно выставляются рабочие тетради детей (автор Колесникова).
В уголке «Наше творчество» родители могут познакомиться с работами детей по конструированию и ручному труду.

Вывод:
Развивающая предметно-пространственная среда в математических зонах в группе «Фантазёры» создана с учетом ФГОС и дает возможность эффективно формировать элементарные математические представления и развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, склонностей уровня активности. Каждый день пребывания в саду наполнен интересными занятиями и играми.

 


Обсуждение

 

×

Регистрация

Обновить картинку

Если Вы не робот, введите код с картинки*

При регистрации Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных.

(*) - поля, обязательные для заполнения


Мои Интернет ресурсы