Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами продуктивной деятельности
выступление на педсовете
Ссылка на презентацию со слайдами к выступлению
2 слайд
Актуальность
: Воспитание ребенка – одно из самых сложных и ответственных дел в жизни. Еще более сложная задача – созидание души этого ребенка, растущего в современном, агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе безнравственность. Как удержать, уберечь хрупкое детское сознание от тьмы страшных, губительных соблазнов, как дать самую надежную опору в жизни. Этот вопрос задает себе каждый здравомыслящий человек.
3 слайд
Цель
: Духовно-нравственное воспитание дошкольников через продуктивные виды деятельности.
4 слайд
Задачи
:
Обучающие
:
- способствовать активному восприятию детей духовно-нравственного наследия Отечества.
- формировать у детей русское православное сознание через «слово» и «Образ» Отечества.
- познакомить детей с элементами православной культуры (архитектурой, иконописью, праздниками)
- учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом лепки.
Развивающие
:
-развивать мелкую моторику рук ребенка, синхронизировать работу обеих рук.
- развивать у детей мыслительные операции(анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, фантазию.
Воспитывающие
:
-воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовольствие от результатов проделанной работы
- на примерах Жития святых воспитывать у детей христианские чувства.
5 слайд
Изучение методической литературы
:
«Православная культура в детском саду»-Гаршина Э.И.
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через православные праздники»-Тарасова Л.В.
«Основы христианской культуры»-Афанасьева С.
«Основы православной культуры для детей дошкольного возраста»-Харитонова О.К.
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»-Лыкова И.А.
Колодина Е.М. «Праздники России»: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск, 2011.
Основы православной культуры: учебная программа Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков; Курск.гос. ун-т. – Курск, 2010.
Потаповская О.М. «Самые главные праздники» сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста. – М.: Планета 2000, 2004. http://www.schoolrm.ru/
6 слайд
Воспитание души
:
С рождения ребенок постепенно учится: ползать, ходить, действовать, говорить. Параллельно этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться духовные ценности, должно происходить воспитание сердца.
Но с раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу развития интеллекта. Родители соревнуются: чей ребенок научится раньше читать и считать, рассуждать и говорить на иностранных языках. И мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости, мало кто занимается воспитанием души ребенка.
Воспитать гармонию ума и сердца – вот сверхзадача воспитателя. Если внимательно относиться к развитию сознания ребенка, то можно использовать любой момент в игре, наблюдении, общении, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребенка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное – любовь.
7 слайд
Художественно-продуктивная деятельность
:
Основным средством работы, в ознакомлении дошкольников с основами православной культуры, я избрала художественно-продуктивную деятельность, как одну из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для ребенка дошкольного возраста.
Продуктивная деятельность имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности: в процессе развития ручных умений совершенствуется развитие мышления, речи, активно идет формирование эмоционально-волевой сферы личности, ребенок привыкает адекватно выражать радость, внимание, заботу, одновременно проявляет терпение, выдержку, послушание. Именно в деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной, словесной форме.
8 слайд
Связь с календарем
:
Основой событийно-содержательной линии является календарь: природный, гражданский, православный, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится воспитательно-образовательная работа . Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом самых главных праздников, воссоздает духовно-нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми.
Дети делают подарки, украшения, трудятся, готовясь к празднику. Повышение заинтересованности ребенка полезностью подарка, его направленностью на другого близкого человека заметно повышает усердие и терпение в достижении хорошего результата.
9 слайд
Работы, выполняемые детьми в ходе подготовки к праздникам, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные – важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое, доброе и приятное для близких своими руками. Коллективные же работы объединяют детей и взрослых, учат содержательному общению, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.
Каждая тема предполагает обращение к литературному и зрительному ряду, играм, многократные упражнения в положительных поступках и обязательно – творчество!
Выставки детского творчества, работ родителей совместно с детьми, организованные в течение года, поражают разнообразием, фантазией, яркостью, красотой и, конечно же, душевной теплотой. Той теплотой, которая пронизывает, каждое сердечко малыша, помогая ему творить и созидать.
10 слайд
Работа с детьми
:
Сентябрь
:
- Оформление в группе уголка по духовно-нравственному воспитанию детей «Православные иконы и храмы»
11 слайд
Октябрь
:
- Чтение православной литературы
- Выставка работ по ручному труду «Дорога к храму»
12 слайд
Ноябрь
:
- Беседа по теме: «Православные праздники»
- Выставка рисунков «Князь Владимир-креститель Руси»
13,14,15 слайды
Декабрь
:
- Ознакомление с обычаями и традициями русского народа
- Рассматривание иллюстраций «Русское народное творчество»
Январь
:
- Беседа по теме: «Рождественский пост и Рождество»
- Праздник, посвященный Рождеству Христову
- Выставка работ по ручному труду «Оклад к иконам», «Рождество».
16,17,18 слайды
Февраль
:
- Просмотр слайдов на тему: «Православные святые»
- Игра викторина «Что мы знаем о православии»
Март
:
- Изучение Библии
- Изготовление поделок на тему: « Сотворение мира»
Апрель
:
- Беседа на тему: «Великий пост и Пасха»
- Праздник посвященный Светлой Пасхе
- Выставка поделок «Пасхальный сувенир»
- Выставка рисунков «Верба в вазе», «Пасхальные приготовления»
Май
:
- Беседа о Боге
- Участие в районном семинаре «Обмен опытом по духовно-нравственному воспитанию детей»
19,20 слайды
Работа с семьей
:
Сентябрь
:
- Опрос родителей: «Что вы считаете самым главным в воспитании детей»
Фотовыставка: « Наш любимый детский сад»
Октябрь
:
- Консультация: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Выставка православной литературы
Ноябрь
:
- Беседа «Зачем водить ребенка в церковь. Церковные таинства»
Декабрь
:
- Выставка детских рисунков и работ по ручному труду на православную тему.
Январь
:
- Праздник, посвященный Рождеству Христову
21 слайд
Февраль
:
- Работа по пополнению в группе уголка духовно-нравственного воспитания детей
- Выставка работ, выполненных мамами и папами
Март
:
- Консультация на тему: «Как отражаются на детях дурные привычки родителей»
Апрель
:
- Конкурс поделок на тему: «Пасхальный сувенир»
Май
:
- Показ открытого мероприятия «Праздник Пасха»
22 слайд
Моя работа с педагогами
:
Октябрь
:
- Открытое занятие на тему: «Сотворение мира»
Ноябрь
:
- Участие и 1 место в конкурсе рисунков, проведенном в рамках муниципального фестиваля «Князь Владимир- Солнце Руси», в номинации «Святые места. Живопись».
Январь
:
- Участие во Всероссийском фестивале педагогического творчества и диплом за распространение педагогического опыта
Март
:
- Участие в 4 ежегодной межрайонной конференции «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в условиях муниципальной системы образования: состояние, проблемы, перспективы»
Май
:
- Участие в районном семинаре «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
23,24 слайды
Кружок по ручному труду: «Маша – мастерица»
25 слайд
Вывод
: Благодаря целенаправленной работе по духовно-нравственному воспитанию отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У них сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.
Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психологического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.
Проделанная работа повлияла на воспитание гуманистически духовно развитой личности ребенка, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и преумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию.
Мои воспитанники участвуют в конкурсах, выставках, турнирах, соревнованиях, акциях, фестивалях.
26 слайд
Спасибо за внимание!
Обсуждение