Театральная деятельность как средство коррекции речи
Театральная деятельность - менее распространенная деятельность в
коррекции нарушений речи у детей. Театр - особый педагогический феномен,
охватывающий накопленную веками мудрость русского народа, создающий
определённый жизненный уклад окружающей ребёнка микросреды. Он обладает
возможностью вовлечения в творческий процесс всех детей, способствует
налаживанию взаимоотношений между педагогами и детьми, обучению приёмам
и методам преодоления речевых нарушений у ребёнка.
В детском саду имеются широкие возможности заниматься театральной
деятельностью: показывать музыкальные сказки, драматизации, кукольные
театры. Ребята с удовольствием участвуют в спектаклях и любят сами быть
зрителями.
Театральное искусство близко и понятно детям, поскольку в основе
театра лежит игра. Однако им интересен не только просмотр спектакля в
настоящем театре, но и деятельное участие в собственных представлениях
при подготовке декораций, изготовлении кукол, создании и обсуждении
сценариев. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных
театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает
обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле
товарищам, родителям. Все это несомненно способствует развитию речи,
умению вести диалог, передавать свои впечатления в монологической форме.
Опыт показывает: в процессе театральной деятельности устанавливаются
тесные отношения между родителями, детьми и педагогами.
Возможности театра высоки. Он позволяет решить следующие задачи:
*гармонизация детско-педагогических отношений;
*воспитание всесторонней личности, развитие уверенности в себе, ощущение
успеха, общительности, коммуникабельности;
*эстетическое воспитание и эмоциональное развитие ребенка, развитие выразительных средств: интонации, мимики, пантомимики, художественного вкуса и фантазии, воображения, памяти, внимания, творческих и артистических способностей;
*развитие моторики и двигательной активности ребенка;
*интенсивное развитие речи и мышления: умение вести диалог,
передавать свои впечатления, качественное и количественное обогащение
словарного запаса, активизации словаря, совершенствование звуковой
стороны и формирование грамматического строя речи.
Педагогам логопедических групп нашего детского сада было
предложено принять участие в создании театра в группе. Это предложение
было принято с интересом. Сначала работа была организована со старшей
группой. Основу ее составили дети с дизартрией и общим недоразвитием
речи. У детей речь была практически не развита, словесные средства
развиты очень слабо.
Поэтому решали две задачи:
*вызвать у детей желание говорить, преодолеть речевой негативизм,
сформировать умение вслушиваться в речь и интонационно передавать ее,
развивать диалогическую речь и речевое общение
*научить воспитателей, родителей взаимодействовать с детьми, помочь
овладеть речью.
Работа проводилась поэтапно.
На каждом этапе оказывалась
действенная помощь.
Организационный этап:
*ознакомление с целями и задачами группового театра, содержанием
работы в этом направлении;
*общие рекомендации по организационной деятельности: « Для чего необходимо создать театр?» «Как это лучше сделать?» «С чего начать?»
*создание необходимых условий для развития театральной
деятельности, атрибуты театрального пространства, создание фонотеки с
записями художественных произведений, голосами птиц и животных.
*перечисление игр и видов театральной деятельности.
Консультативный этап:
*роль театральной деятельности в активизации речи детей
*подготовка к проведению театральных постановок «Лиса и заяц», «Красная шапочка», «Теремок», консультации по использованию костюмов, кукол, различных видов театра
*логопедическая помощь в организации театральных постановок.
Итоговый этап:
*разыгрывание театральных постановок, несложных представлений для
детей младших групп уже знакомых сказок с использованием кукол,
театральных атрибутов;
*анализ совместной деятельности и достижений, оценка результатов
взаимодействия воспитателей, родителей, логопеда.
В кабинете логопеда организованы разнообразные виды театральной деятельности для индивидуальной работы, закрепления поставленных звуков, совершенствования лексико-грамматических категорий, развития речи в целом. Многофункциональные пособия, которые служили для отработки слоговой структуры слова приобрели новую функцию — театра. Каждое посещение индивидуального занятия ребёнком сопровождается встречей с новой игрушкой, сказочным героем, любимой куклой. Например, любимый Хрюша встречает малыша и неправильно начинает произносить звуки, которые ребёнок уже активизирует в речи, тем самым побуждая его перед любимой куклой, услышав неправильную речь, говорить правильно, слышать неправильно произнесённые звуки и исправлять их. В этом возрасте дети очень любят игру «Доскажи словечко». Рассказывая и показывая сказку, логопед делает паузу, не договаривая предложение до конца, давая возможность «вставить» словечко (например, идёт заинька, плачет, а навстречу ему... собака). В игре «Найди ошибку» можно сознательно допускать неточности в рассказе, поменяв последовательность героев, перепутав имена. Такие игры способствуют развитию памяти, внимания и речи ребенка.
Формирование у детей интереса к театрализованным играм начинаем с
показа небольших кукольных спектаклей, в основе которых лежит содержание
знакомых потешек, стихов, сказок. Сначала ребенок исполняет роль
зрителя, он видит маленький спектакль, изображаемый взрослым. Постепенно
вовлекаясь в совместные действия, он захочет взять игрушку и заговорить
от ее имени. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим
голосом или голосом персонажа он пытается проговорить события и
переживания. Во время таких игр и происходит интенсивное развитие его
речи. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в
спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые
обороты зачина и концовки сказки.
У детей дошкольного возраста отмечается первичное освоение
режиссерской деятельности: игры в настольный театр игрушек, настольный
плоскостной театр, пальчиковый, мини-постановки по текстам народных и
авторских стихов, сказок, рассказов.
Чрезвычайно важно построение и развитие диалогической речи, когда
происходит постепенный переход от игры «для себя» к игре,
ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное сам процесс, к
игре, где значимы и процесс и результат. Ведется активная работа с
родителями, привлекая их не только к изготовлению костюмов, кукол, но и к
участию в постановке, спектакле, разучиванию ролей в паре. В старшем
дошкольном возрасте дети хорошо владеют настольным театром, кукольным,
театром мягкой игрушки. Желание сыграть роль какого-либо персонажа -
мощный толчок для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
Таким образом, театр должен занять особое место в коррекции нарушений речи у детей, так как он способствует интенсивному развитию речи и формированию личности в целом.