Адаптация к саду
ПЛАЧЕТ КАЖДЫЙ ДЕНЬ: как помочь ребёнку и себе привыкнуть к жизни в детском саду.
Сентябрь - октябрь в детском саду — время
адаптации. Дети, которым предстоит впервые разлучиться с родителями, плачут,
родители испытывают бесконечное чувство вины, воспитатели стараются помочь
и тем и другим. Сегодня мы поговорим о том, как долго может длиться адаптация,
нужно ли сидеть вместе с ребёнком в группе, как правильно прощаться и забирать
ребёнка из детского сада.
Сколько может длиться адаптация?
В норме — 1–3 недели. Если прошёл месяц или даже два, а ребёнок по-прежнему
плачет при расставании с родителями, важно обсудить этот момент с воспитателями
и, возможно, обратиться к психологу. На какие «красные флаги» обращаем
внимание?
Ребёнок плачет ещё до того, как вы пришли в детский сад, и продолжает плакать в
группе. Постоянно спрашивает воспитателя, когда родители вернутся.
Не общается с детьми и воспитателем, физически отстраняется от группы:
например, сидит в углу, плачет или говорит, что ждёт родителей.
После детского сада не рассказывает родителям, как провёл день, чем занимался и
с кем общался.
Такое поведение возможно в первые дни или даже недели, но если никаких
улучшений не наступает через месяц или два, это весомый повод обратить внимание
на ситуацию.
Как облегчить адаптацию?
В идеале — познакомить ребёнка с детским садом до первого дня в группе:
погулять рядом, понаблюдать за детьми на прогулке; если это возможно, заранее
познакомиться с воспитателем, посмотреть, в какой группе ребёнок будет оставаться.
Говорить про детский сад с ребёнком надо честно. Если сказать, что в детском
саду дети всё время играют, им весело, то у ребёнка сложится обманчивое
впечатление, ведь детский сад — это не игровая комната. Не стоит, конечно же, и
создавать негативный образ: «Вот будешь плохо себя вести — в детский сад
отдам!» Говорите прямо: в детском саду есть воспитатели, ты сможешь всегда к
ним обратиться за помощью, им можно доверять. А ещё будут другие дети, вы
вместе будете играть, гулять и заниматься.
Как правильно прощаться с ребёнком?
Здесь тоже важно быть с ребёнком максимально честными: ни в коем случае не
убегать, пока он не видит, это ошибочная тактика. Ребёнок подумает, что его
бросили, оставили в садике навсегда. Даже если он не плачет и спокойно ведёт
себя в группе, это не значит, что он не переживает.
Объясняйте, что вы сейчас уйдете на работу/в магазин/по делам и вернетесь в
конкретное время: после прогулки, после обеда, после сна и т. д. Не обманывайте
ожидания ребёнка и возвращайтесь вовремя. В крайнем случае старайтесь
предупредить не только воспитателя, но и поговорить с ребёнком по телефону,
объяснить, почему вы задержались и когда вы придёте.
А ещё важно сразу обговорить с ребёнком, что в детском саду дети находятся с
утра до вечера (если вы планируете оставлять его на весь день). Даже если
первое время вы будете забирать его после обеда, а потом — сразу после сна,
ребёнок должен понимать, что так будет не всегда.
Надо ли родителям оставаться в группе или в раздевалке вместе с ребёнком?
Это крайняя мера, к которой надо прибегать в особых случаях с конкретными
детьми, которым адаптация даётся непросто. Если вы всё же решили оставаться
первое время вместе с ребёнком, не забывайте напоминать ему, что так будет не
всегда, что в группу он должен отправляться сам, без родителей, что детский сад
— это территория детей, родители туда не заходят. И старайтесь максимально
сократить то время, что вы проводите вместе с ребёнком в детском саду.
Надо ли давать ребёнку с собой игрушку или что-то напоминающее о доме?
Во многих детских садах приносить с собой игрушки из дома не разрешено, но
всё-таки для детей что-то знакомое и родное может стать огромной поддержкой при
адаптации. Если воспитатели не против, а для ребёнка любимый плюшевый мишка
действительно станет важным помощником в незнакомом месте и коллективе, то не
вижу причин запрещать носить с собой в группу игрушки. В крайнем случае их
можно оставлять в шкафчике. Ребёнок будет знать, что совсем рядом его ждёт
любимый игрушечный друг, и ему будет проще.
А как ребёнка из садика правильно забирать?
Не стоит настойчиво расспрашивать ребёнка, как он провёл время в детском саду.
Задайте один вопрос, если он захочет поделиться — слушайте, нет — не давите. У
него сейчас слишком много эмоций, не всеми он захочет делиться, и это
нормально. По этой же причине не стоит превращать время после детского сада в
бесконечный поток веселья — кино, парки аттракционов, походы в торговые центры
и кафе-мороженое лучше отложить. Даже положительные впечатления сейчас могут
негативно повлиять на и без того загруженную детскую психику. И по поводу
подарков за то, что ребёнок сходил в детский сад: я считаю, от этой практики
лучше отказаться. Иначе сформируется установка, что за поход в детский сад
ребёнку положено материальное вознаграждение. Побороть её будет в дальнейшем
непросто.
Как родителям избавиться от чувства вины по отношению к ребёнку? (И возможно ли
это?)
Самое главное в вопросе адаптации к детскому саду — понимать, почему вы приняли
решение сделать детский сад частью вашей жизни. Вам надо выходить на работу, и
с ребёнком некому сидеть? Вы считаете, что ребёнку нужны общение и опыт
взаимодействия с коллективом? Вам нужно свободное время, чтобы отдохнуть или
заняться своими делами? Это всё действительно важные причины. Если вы будете
уверены, что для вас и вашего ребёнка так будет лучше, то адаптация пройдёт
быстро. А вместе с ней и чувство вины.