Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6
 «МАШЕНЬКА»

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «МАШЕНЬКА»

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Учитель-логопед

Опубликовано 28.01.2024    (Обновлено 30.01.2024 10:03)

Не запрещайте ребенку "кричать"!

Учитель-логопед первой квалификационной категории Филько Наталья Алексеевна

Голос — важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребенок при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности и чем сильнее и громче его первый крик, тем спокойней могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного. С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены бельм или сообщая о плохом самочувствии.

В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребенком речью сначала связано с интересом к звуковой ее стороне, поэтому на первом году жизни реализация себя в звуках обычно начинается с опыта звукоподражания («му-му», «гав-гав» и т.д.) Это первые шаги воплощения и образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фоль-клора: колыбельные, пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне. Развитие речи теперь помогает ребенку сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение.

А мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка через голос, не в меру часто призывая к тишине («Не кричи!», «Ты мешаешь!»), забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи. Наверное, это происходит потому, что мы, взрослые, не задумываемся о том, что энергопотенциал ребенка, столь необходимый для здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как энергия будет потрачена.

Речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать, из-за нашего настойчивого стремления сформировать у детей навыки хорошего поведения, является одной из основных причин издержки развития голоса и речи у детей. Чтобы развитие речевого и певческого голоса стали более эффективны, нужно начинать развитие певческого голоса с речевого этапа. С помощью речи ребенку намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику (громче,тише);темпы (от медленного до быстрого). Ведь прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок должен научиться высоко и выразительно заговорить. Именно поэтому речевой этап, как подготовительный, предшествует певческому этапу развития голоса.

Голосовыеразвивающие игры,речевые зарядки, речевые игры и упражнения, ритмо- и мелодекламация дают детям почувствовать возможности своего голоса, поиграть им, одновременно выплескивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение; этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач веселым и интересным для детей занятием. Игры с голосом (и том числе и доречевые звуки — смех, плач, гудение, крик, вой, писк, которые заменяли нашим предкам слова в раннем детстве человечества)

помогают ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры аффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух. Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, — это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребенка.

На домашнюю страницу

×

Регистрация

Обновить картинку

Если Вы не робот, введите код с картинки*

При регистрации Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных.

(*) - поля, обязательные для заполнения

Независимая оценка качества образования

Отсканируйте QR-код, Независимая оценка качества образования или перейдите по ссылке