Как хвалить ребенка
НУЖНО ЛИ ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА И КАК ПРАВИЛЬНО ЭТО ДЕЛАТЬ?
Каждый человек, ребенок или взрослый, нуждается
в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе
слово творит чудеса.
Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, приносит
ли школьник долгожданную пятерку по предмету, а может, подросток решил навести
порядок в квартире или без напоминаний вымыл посуду, каждый раз дети ожидают
похвалы.
Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу — как правильно
хвалить ребенка, кратко их можно изложить так:
•
хвалить нужно только по делу, но
при этом нельзя игнорировать достижения ребенка
•
похвала должна быть безусловной,
т.е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа «но…»
•
хвалить (как и осуждать) можно
только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности
Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него
похвала родителей — основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый
любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш
должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но
далеко не каждый знает, как правильно хвалить ребенка. Как не переусердствовать
и в то же время не поскупиться.
Как
правильно хвалить ребенка:
1. Хвалите ребенка за конкретные действия
. Старайтесь хвалить так,
чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо.
Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите
внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та
птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий
художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна
ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то,
какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто — нарисовать
птичку»
2.
Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем
.
Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не
похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют
обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
3.
Не сравнивайте ребенка с другими!
Вы наверняка уже слышали, насколько
нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его
ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо
указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем
чувство превосходства.
4.
Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется.
И этим
вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли
не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и
растерянности.
5.
Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом
.
Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.)
Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без
усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
6.
Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец,
спортсмен.
Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши
грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему:
«Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует
через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и
велик
.
И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» —
советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный
ребенок».