Духовно – нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры
Педагогический проект
Паспорт проекта:
Тип проекта
:
практико - ориентированный
Участники проекта
:
возрастная группа (6 -7 лет), воспитатель,
специалисты, родители.
Аннотация проекта
:
Проект: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры», призван решить проблему дефицита знаний у детей о стране, родном крае, воспитание интереса к русским традициям. Проект среднесрочный, рассчитан на 4 месяца. Он предполагает интеграцию деятельности по применению знаний в организованной образовательной деятельности и самостоятельной творческой деятельности. Условием успешной реализации проекта является целенаправленность, специальная организация и систематичность.
Актуальность
:
Данная тема очень важна, так как наиболее благоприятным периодом в духовно – нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формировании личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива. В соответствии с этим в нашей группе реализуется система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников путем приобщения их к русской народной культуре».
Гипотеза проекта
:
Если планировать воспитательный процесс, обращаясь к духовно – нравственным традициям отечественного воспитания и образования, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно – нравственному развитию дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Основополагающий вопрос
:
Что такое духовно – нравственное воспитание?
Проблемные вопросы
:
- Какими средствами достичь положительных результатов в духовно – нравственном воспитании?
- С помощью каких методов и приемов можно духовно и нравственно воспитывать детей?
- Какими формами работы можно привлечь родителей к решению проблемы духовно – нравственного воспитания ребенка ?
Проблема
:
- Дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
- Недостаточные образовательные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме духовно – нравственному воспитанию дошкольников.
- Недостаточное формирование системы работы с родителями по проблеме духовно – нравственному воспитанию в семье.
Значимость проекта
:
Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи. Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый характер. Обогащается предметно - развивающая среда, развивается сотрудничество с педагогами других групп, родителями.
Новизна проекта
:
Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).
Цель проекта
:
Формирование основ духовно – нравственного здоровья детей через приобщения к народной культуре.
Задачи
:
- Познакомить детей с предметами быта страны;
- широко использовать все виды фольклора, как богатейшего источника познавательного развития духовно – нравственного воспитания детей;
- познакомить с народными праздниками, обрядами, традициями русского народа;
- воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре.
Ожидаемые результаты
:
- знания детей об истории, быте русского народа;
- формирование чувств национального достоинства;
- широкое использование всех видов фольклора (песен, потешек, пословиц, поговорок и т.д.);
- знакомство с русским народным искусством;
- повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов;
- повышение эффективности воспитательной работы по духовно – нравственному воспитанию детей.
Этапы и сроки реализации проекта
Подготовительный этап
сентябрь 2019 г.
Цель
: обеспечение воспитательно – образовательного процесса методическим материалом, подготовка детей к согласованной деятельности в процессе работы
Основной этап
октябрь - ноябрь 2019 г.
Цель
: реализация поставленных задач
Заключительный этап
декабрь 2019 г.
Цель
: провести анализ результативности работы
Подготовительный этап
Виды работ
:
Постановка целей и задач;
Сбор и изучение литературы по теме;
Подбор дидактического материала;
Выбор форм и методов работы;
Подбор информации для родителей.
Основной этап
Виды работ
:
Чтение худ. литературы, беседы ;
Использование дидактического материала в ООД ;
Организация предметно -развив. среды в группе ;
Совместная деятельность с родителями .
Заключительный этап
Виды работ
:
Анализ результатов проекта ;
Презентация опыта работы по теме проекта ;
Вынесение благодарности участникам проекта .
Работа с детьми
- игры ( дидактические, сюжетно- ролевые, народные, игры-драматизации, хороводные) «Гуси – лебеди», «Ручеек», «Горелки» и др.;
- чтение и обсуждение произведений, заучивание стихов; П.Воронько «Лучше нет родного края», Э.Успенский «Матрешки» и др.
- создание педагогических ситуаций: «ОН хорош – плох его поступок»;
- оформление выставок книг с иллюстрациями, репродукции произведений живописи;
- выставок детского творчества: «Рождественская открытка», изготовление папок: «Русские народные игры» и др.;
- инсценировка сказки «Морозко»;
- слушание музыки: «Как у наших у ворот» и др.
- лепка и роспись: «Дымковская барышня»;
- музыкальное развлечение: «Осенняя ярмарка»;
- беседа на тему : «Тамбов – мой город родной»;
- игра - викторина: «Что мы знаем о православии»;
- праздник посвященный Светлой Пасхи;
- просмотр слайдов на тему: «Православные святые»;
Работа с родителями
Род. собрание: «Роль семьи в д -н воспитании ребёнка» ;
Анкетирование«Надо ли вести д-н воспитание с детьми в д/с?» ;
Консультации: «Как воспитать д-н качества в детях?» ;
Беседы: «Роль родителей в д –н воспитании детей» и др. ;
Рекомендации: «Сохранение д-н здоровья в семье» ;
Папки-передвижки: «Рецепты д-н воспитания детей» ;
Дидактический материал своими руками.
Работа с педагогами
Формы совместной деятельности педагогов
Рекомендации:
«Организация игровой деятельности, досугов по д-н воспитанию дошкольников в д/с» ;
Педсоветы ;
Консультации:
«Устное народное творчество в воспитании детей по д-н воспитанию» ;
Изготовление декораций к мероприятиям ;
Подбор муз. произведений, разучивание их ;
Взаимопосещение открытых мероприятий.
Результативность
В результате проведенной работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры», гипотеза нашла свое подтверждение:
- Появился интерес у детей к православным праздникам и подготовки к ним;
- появилось желание играть в русские народные игры;
- осмысленное и активное участие детей в народных православных праздниках;
- использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
- дети стали более терпимы к близким, друзьям.
Вывод
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка и надеемся, он будет носить черты русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Информационные ресурсы
1. Клюева Т.Д. «Приобщение дошкольников к национальной культуре» Тамбов 1996 г.
2. Князева О.Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
3. Материалы газеты: «Воскресная школа».
4. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», М. 2000 г.
Обсуждение