Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6
 «МАШЕНЬКА»

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «МАШЕНЬКА»

Филько Наталья Алексеевна


Опубликовано 20.08.2018    (Обновлено 20.08.2018 12:06)

Театральная деятельность как средство коррекции речи


     Театральная деятельность - менее распространенная деятельность в коррекции нарушений речи у детей. Театр - особый педагогический феномен, охватывающий накопленную веками мудрость русского народа, создающий определённый жизненный уклад окружающей ребёнка микросреды. Он обладает возможностью вовлечения в творческий процесс всех детей, способствует налаживанию взаимоотношений между педагогами и детьми, обучению приёмам и методам преодоления речевых нарушений у ребёнка.

    В детском саду имеются широкие возможности заниматься театральной деятельностью: показывать музыкальные сказки, драматизации, кукольные театры. Ребята с удовольствием участвуют в спектаклях и любят сами быть зрителями. 

     Театральное искусство близко и понятно детям, поскольку в основе театра лежит игра. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в собственных представлениях при подготовке декораций, изготовлении кукол, создании и обсуждении сценариев. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам, родителям. Все это несомненно способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои впечатления в монологической форме. Опыт показывает: в процессе театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями, детьми и педагогами.

    Возможности театра высоки. Он позволяет решить следующие задачи:

*гармонизация детско-педагогических отношений;

*воспитание всесторонней личности, развитие уверенности в себе, ощущение успеха, общительности, коммуникабельности;

*эстетическое воспитание и эмоциональное развитие ребенка, развитие выразительных средств: интонации, мимики, пантомимики, художественного вкуса и фантазии, воображения, памяти, внимания, творческих и артистических способностей;

*развитие моторики и двигательной активности ребенка;

*интенсивное развитие речи и мышления: умение вести диалог, передавать свои впечатления, качественное и количественное обогащение словарного запаса, активизации словаря, совершенствование звуковой стороны и формирование грамматического строя речи.

      Педагогам логопедических групп нашего детского сада было предложено принять участие в создании театра в группе. Это предложение было принято с интересом. Сначала работа была организована со старшей группой. Основу ее составили дети с дизартрией и общим недоразвитием речи. У детей речь была практически не развита, словесные средства развиты очень слабо.

     Поэтому решали две задачи:

*вызвать у детей желание говорить, преодолеть речевой негативизм, сформировать умение вслушиваться в речь и интонационно передавать ее, развивать диалогическую речь и речевое общение

*научить воспитателей, родителей взаимодействовать с детьми, помочь овладеть речью. Работа проводилась поэтапно.

  На каждом этапе оказывалась действенная помощь.

Организационный этап:

*ознакомление с целями и задачами группового театра, содержанием работы в этом направлении;

*общие рекомендации по организационной деятельности: « Для чего необходимо создать театр?» «Как это лучше сделать?» «С чего начать?»

*создание необходимых условий для развития театральной деятельности, атрибуты театрального пространства, создание фонотеки с записями художественных произведений, голосами птиц и животных.

*перечисление игр и видов театральной деятельности.

Консультативный этап:

*роль театральной деятельности в активизации речи детей

 *подготовка к проведению театральных постановок «Лиса и заяц», «Красная шапочка», «Теремок», консультации по использованию костюмов, кукол, различных видов театра

*логопедическая помощь в организации театральных постановок.

Итоговый этап:

  *разыгрывание театральных постановок, несложных представлений для детей младших групп уже знакомых сказок с использованием кукол, театральных атрибутов;

*анализ совместной деятельности и достижений, оценка результатов взаимодействия воспитателей, родителей, логопеда.

    В кабинете логопеда организованы разнообразные виды театральной деятельности для индивидуальной работы, закрепления поставленных звуков, совершенствования лексико-грамматических категорий, развития речи в целом. Многофункциональные пособия, которые служили для отработки слоговой структуры слова приобрели новую функцию — театра. Каждое посещение индивидуального занятия ребёнком сопровождается встречей с новой игрушкой, сказочным героем, любимой куклой. Например, любимый Хрюша встречает малыша и неправильно начинает произносить звуки, которые ребёнок уже активизирует в речи, тем самым побуждая его перед любимой куклой, услышав неправильную речь, говорить правильно, слышать неправильно произнесённые звуки и исправлять их. В этом возрасте дети очень любят игру «Доскажи словечко». Рассказывая и показывая сказку, логопед делает паузу, не договаривая предложение до конца, давая возможность «вставить» словечко (например, идёт заинька, плачет, а навстречу ему... собака). В игре «Найди ошибку» можно сознательно допускать неточности в рассказе, поменяв последовательность героев, перепутав имена. Такие игры способствуют развитию памяти, внимания и речи ребенка.

    Формирование у детей интереса к театрализованным играм начинаем с показа небольших кукольных спектаклей, в основе которых лежит содержание знакомых потешек, стихов, сказок. Сначала ребенок исполняет роль зрителя, он видит маленький спектакль, изображаемый взрослым. Постепенно вовлекаясь в совместные действия, он захочет взять игрушку и заговорить от ее имени. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа он пытается проговорить события и переживания. Во время таких игр и происходит интенсивное развитие его речи. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

  У детей дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской деятельности: игры в настольный театр игрушек, настольный плоскостной театр, пальчиковый, мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов. Чрезвычайно важно построение и развитие диалогической речи, когда происходит постепенный переход от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат. Ведется активная работа с родителями, привлекая их не только к изготовлению костюмов, кукол, но и к участию в постановке, спектакле, разучиванию ролей в паре. В старшем дошкольном возрасте дети хорошо владеют настольным театром, кукольным, театром мягкой игрушки. Желание сыграть роль какого-либо персонажа - мощный толчок для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

    Таким образом, театр должен занять особое место в коррекции нарушений речи у детей, так как он способствует интенсивному развитию речи и формированию личности в целом.

×

Регистрация

Обновить картинку

Если Вы не робот, введите код с картинки*

При регистрации Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных.

(*) - поля, обязательные для заполнения