Игра - основной фактор развития речи ребёнка
Игра развивает язык, а язык организует игру. Одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой.
Неисчислимы те знания, которые ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка.
Самостоятельность в области языка детей ни в чем не проявляется так ярко и интенсивно, как в игре и через игру - в труде. К организации игры детей главным образом сводятся методические мероприятия по развитию речи детей дошкольного возраста. Работа эта должна предусматривать интересы организации обоих основных разделов игры - игр самостоятельных и игр дидактических. Подбор пособий, приемы руководство игрой, виды и формы вмешательства в ней должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.
Работая над ответственным делом развития речи детей и планируя нашу работу, мы не должны забывать главного: работа эта достигает намеченных нами целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях:
• Обеспечивать детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, и постепенно расширять их социальные связи.
• Предоставлять детям условия, содействующие развитию их слуха и речевого аппарата:
- создавать условия, поддерживающие в детях эмоциональную настроенность, обуславливающую желательные речевые реакции;
- создавать фон тишины;
- организованно предлагать детям слуховые восприятия. Проводить с ними игры голосом;
- предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними.
• Предоставлять детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений:
- сблизить и знакомить детей с природой;
- дидактически соответствующим образом оборудовать помещение;
- обзавестись надлежащим запасом образовательного игрового материала (игрушки, строительный материал, картины) и заботиться о пополнении и обновлении его.
• В интересах обогащения содержания речи детей планомерно руководить развитием их наблюдательности, заботиться о расширении круга их представлений, закреплять , и осмысливать последние словами.
• В интересах правильного формирования структуры речи и ее фонетических проявлений предоставлять дело воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и мастерством в деле методического руководства развитием речи детей.
• Использовать игру как фактор наибольшего значения — в деле развития речи детей:
- правильно организовать самостоятельную игру, обеспечив ее надлежащим помещением, игрушками и руководством;
- планомерно проводить дидактические игры, строго согласуя их с интересами и возрастом детей.
• Неизменно поддерживать в детях чувство удовлетворения и по возможности, не нарушаемой радости.
А главное помнить, что ребенок- это своеобразный маленький человек и может быть таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от педагогов.
Возникновение обратимых форм ОНР может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы и с не резко выраженной органической недостаточностью ЦНС или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи, в искажении структуры слов и предложений. На основании представленных данных можно сделать заключение о сложности и полиморфизме этиологических факторов, вызывающих недоразвитие речи и в частности слоговой структуры слова. Наиболее часто имеет место сочетание последовательной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка. Этиология и патогенез общего недоразвития речи многообразны, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа ОНР, связанная с ранним органическим поражением ЦНС.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются ошибки в передаче слоговой структуре слова. Правильно повторяя за логопедом сложные слова, дети нередко в самостоятельной речи их искажают, сокращая обычно количество слогов (вместо: дети слепили снеговика - дети сипили новика) Много ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки замены звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове (товотик вместо животик).
Типичными для детей являются персеверации слов (хахист - хоккеист, ваваяпотик-водопроводчик), антиципации (астобус-автобус); добавление лишних звуков и слогов лимонт-лимон). Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Преодоление ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.
Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывает на преимущественное нарушение артикуляционной сферы, и носят более стабильный характер.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.озрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе. Взаимосвязь речи и практической деятельностью детей в преодолении нарушений слоговой структуры слова.