Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6
 «МАШЕНЬКА»

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «МАШЕНЬКА»

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Педагог-психолог

Опубликовано 01.09.2023    (Обновлено 25.10.2023 09:41)

Игры для детей раннего возраста в адаптационный период

85 вопросов к детскому психологу/авт.-сост. Т. А. Коваленко. – М., 2010.


Главной фигурой и центром внимания для детей раннего возраста всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Пришел Мишка
Материал. Игрушка-мишка, погремушка.
Ход игры. Взрослый приносит мишку, рассматривает.
Мишка гремит погремушкой, потом дает погремушку ребенку. Они вместе с мишкой встряхивают погремушками, радуются.

Покружимся
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Взрослый берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!

Прячем мишку
Ход игры. Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка?", ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам взрослый (например, за стул, чтобы его было частично видно), громко произнося "ку-ку!" Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Ловись, рыбка
Материал. Готовая игра: рыбки и удочка.
Ход игры. В картонную коробку помещают рыбок. Взрослый показывает ребенку, как выуживать рыбок из коробки, притягивая удочкой. Если рыбки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу.
После того как будут извлечены рыбки, взрослый считает их ("Вот как много рыб мы поймали!"), и игра начинается сначала. Игра способствует развитию согласованности движений.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений (примерные игры «Сорока-ворона», «Ладушки»).

Кто в кулачке?
Ход игры. Взрослый раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

Ладушки
Ход игры. Ребенок выполняет хлопки в ладо­ши, вначале подражая взрослому, потом по его команде: перед собой, над головой, за спиной, в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине. Взрослый задает темп, вначале медленный, потом с ускорением.

Ира с пальчиками
Ход игры. Ребенок сидит перед взрослым на стуле, или на коленях. Взрослый читает стихи, сопровождая их последовательным загибанием пальцев на обеих руках.Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удержи­вать остальные пальчики от непроизвольных дви­жений.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура»!
В детский сад идти пора! (М. Кольцова)

Пальчики в лесу
Ход игры. Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик — гриб нашел, Загибает мизинец.
Этот пальчик — чистит стол, Загибает безымянный палец.
Этот — резал, Загибает средний палец.
Этот — ел. Загибает указательный палец.
Ну, а этот — лишь глядел! Загибает большой палец, щекочет ладошку.

Сорока - сорока
Ход игры: Взрослый берет ручку ребенка и водит по ладони указательным пальцем, приговаривая:
Сорока-сорока, Кашу варила,
Деток кормила. Этому дала,
Этому дала, Этому дала,
Этому дала, А этому не дала:
Ты воды не носил, Дров не рубил,
Каши не варил — Тебе нет ничего!


Игры, развивающие речевую активность

Покатаемся на лошадке
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Взрослый сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: "Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно". Ребенок повторяет тихо: "Нно-нно". Взрослый: "Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: "Нно-нно, беги, лошадка!" (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с взрослым, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук "н" протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.
Игра развивает речевую активность.

Выдувание мыльных пузырей
Ход игры. Взрослый на прогулке выдувает мыльные пузыри. Сколько пузырей? (много). Пытается вместе с ребенком поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у ребенка, куда он пропал (лопнул). Затем учит ребенка выдувать мыльные пузыри.
Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь
Ход игры. Взрослый дует на маленький воздушный шарик через трубочку для коктейля, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.
Игра способствует развитию речевого аппарата.

Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок
Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.
Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет.
Игра способствует развитию речевого аппарата.

Книжка-угадайка
Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.
Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на 2-3 горизонтальные полоски, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, взрослый постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.
Игра развивает воображение и логическое мышление.

Чертим разные фигуры
Материал. Принадлежности для рисования (бумага, маркеры, фломастеры).
Ход игры. Взрослый садится с ребенком за стол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку маркер и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: "Какая хорошая получилась картинка". Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый раз повторяет: "Какая хорошая получилась картинка". Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно.
Каждый раз, начиная игру, взрослый берет маркер другого цвета - это поможет ребенку научиться различать цвета.
Подобные игры способствуют развитию творческих навыков, мелкой моторики рук.

Собираем игрушки
Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: "Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля­ля, тра-ля-ля, их на место убираем".

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Мяч в кругу
Ход игры. Взрослый садятся на пол напротив ребенка на небольшом расстоянии (50 см), ноги в стороны, и прокатывают мяч друг другу. Взрослый показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Мы топаем ногами
Ход игры. Играющие становятся напротив друг друга. Взрослый произносит текст медленно, с расстановкой, выполняют движения по тексту:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем. (Берутся за руки, образуя круг.)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время взрослый говорит: "Стой". Все останавливаются. Игра повторяется.

На домашнюю страницу

×

Регистрация

Обновить картинку

Если Вы не робот, введите код с картинки*

При регистрации Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных.

(*) - поля, обязательные для заполнения

Независимая оценка качества образования

Отсканируйте QR-код, Независимая оценка качества образования или перейдите по ссылке