Авторская педагогическая технология проектной деятельности
Введение
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в ДОУ, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).
Сегодня насчитывается большое количество педагогических технологий. Но меня заинтересовала именно технология проектной деятельности, так как она является одним из методов развивающего обучения, потому что в её основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также повышает качество образовательного процесса, служит развитию критического и творческого мышления. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
Использование проектной деятельности в своей педагогической деятельности позволило мне изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Проект «Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети 3-4 лет, их родители
Срок реализации проекта: 9 месяцев
Описание ситуации: Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном в дошкольном возрасте.
В связи с этим возникла необходимость в своей работе обратиться к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
Актуальность: Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
К сожалению, современная массовая «школа» еще сохранила нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием элементов дизайна является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель проекта: Развитие художественно – творческого потенциала посредством введения в продуктивную изобразительную деятельность детей элементов дизайна.
Дидактические задачи:
- развивать у детей интерес к дизайн – творчеству;
- способствовать разностороннему развитию ребенка;
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома;
- стимулировать развитие у ребенка способности к целеполаганию и мотивации своей деятельности;
- установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения единомыслия по данной проблеме.
Методические задачи:
- установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения единомыслия по данной проблеме;
- разработать диагностический инструментарий для выявления творческих способностей детей;
- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую художественно-творческую деятельность детей;
- разработать игровые упражнения и развивающие дидактические игры, активизирующие творческое воображение;
- разработать занятия с использованием элементов дизайн – деятельности;
- создать информационную среду в приемной комнате для просвещения родителей по теме проекта.
Методическое обоснование: Диагностическое обследование художественно-изобразительного творчества детей показало, что работы неинтересны, невыразительны, однотипны, у детей не развито воображение, фантазия.
В результате анализа ситуации возникло противоречие между: необходимостью совершенствования программы ДОУ с целью формирования творческой личности и недостаточностью внимания к этой проблеме.
Гипотеза: если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием элементов дизайна, то творческий потенциал детей будет развиваться наиболее эффективно.
Новизна проекта: детская дизайн-деятельность – это новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, которое дает широкий простор детскому творчеству. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Предлагаемые в проекте новые неклассические формы работы с детьми, их родителями в совокупности сформируют гармонично развитую, творческую личность.
Этапы проекта:
- подготовительный (изучение литературы по теме проекта, составление проекта: плана, диагностического материала; вводное исследование творческих способностей детей; презентация для родителей с целью знакомства с проектом);
- основной (реализация проекта «Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»);
- заключительный (итоговое исследование творческих способностей детей, анализ деятельности; обобщение результатов работы; беседа с родителями о результатах проекта)
Реализация основного этапа проекта осуществляется по двум разделам:
- художественная аранжировка;
- декоративно-прикладной дизайн;
и направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями.
В осуществлении проекта использовались следующие формы работы с детьми: игровые занятия, экспериментирование, дидактические игры и упражнения, экскурсии, наблюдения, выставки, беседы, рассматривание, досуги, презентации.
А также формы работы с родителями: выпуск памяток и методических рекомендаций, библиотечка по теме проекта, публикация статей по теме проекта в сети интернет, школа дизайна для родителей, конкурсы совместного с детьми творчества, информирование через стенд в приемной комнате, мастер-классы, консультации.
Ожидаемые результаты:
- проявление устойчивого интереса к дизайн-творчеству, повышение творческой активности, инициативности и художественной самостоятельности;
- сформированность у детей способностей последовательно осуществлять свой замысел и умело обращаться с материалами и инструментами;
- умение создавать и использовать в оформлении аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать интерьер;
- установление тесной взаимосвязи с родителями и воспитателями.
Для выявления динамики развития детей художественного творчества был проведен вступительный и заключительный мониторинг. Анализ результатов показал положительную динамику. У детей сформировался устойчивый интерес к дизайн-деятельности, появилась способность к целеполаганию и мотивации своей деятельности. Повысилась творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из разных материалов, атрибуты для игр, подарки для близких людей, благоустраивать интерьер.
Результаты мониторинга
Выводы: В результате проектной деятельности были выделены эффективные способы решения данной проблемы, которые способствовали повышению творческого потенциала детей.
Востребованность проекта: Материалы исследования были использованы при разработке программы дополнительного образования.
Результатом работы стало создание в ДОУ дополнительной услуги по дизайн-деятельности с целью развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Распространение опыта: Результаты исследования обсуждались на педагогическом совете в мае 2013 года.
По данным исследования была написана программа дополнительного образования по дизайн-деятельности «Природа и фантазия», которая осуществляется в МБДОУ ЦРР - ДС №43 «Яблонька».
Проект и перспективный план проектной деятельности размещены на сайте InfoUrok.RU;
Консультация для родителей ««Использование природного материала в играх и поделках. Что такое экопластика» размещена на сайте MAAM.RU
Данные исследования могут использоваться в других дошкольных образовательных учреждениях и центрах дополнительного образования.
Используемая литература:
- Дизайн и дети: Методические рекомендации // Авт.-сост. Л. А.Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006
- Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.-М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала.-М.: Изд. дом «Карапуз», 2010
- Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006
- Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч. – 2006. - №3
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000
- Швайко Г.С. Совет педагогов: Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2004.-№1
- Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - №2.
Интернет ресурсы:
- Петрова М.С. Дизайн в детском саду. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news1393.html
- Детский дизайн в детском саду http://www.maam.ru/detskijsad/detskii-dizain-v-detskom-sadu-21090.html
- Конопатова Н.В.Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста http://www.kitaphana.kz/ru/downloads/referats/165-muzika/2356-razvitie-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
- Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников http://festival.1september.ru/articles/419196/
- Подкорытова Е.В. Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО http://nsportal.ru/proektnaya-deyatelnost-pedagoga-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-do
Перспективный план педагогического проекта «Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»
Раздел | Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 | 2 | 3 | 4 |
Эко пластика | сентябрь |
Вводный мониторинг
Цель: выявление исходного уровня развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. |
Презентация проекта
Цель: знакомство родителей с целью и задачами проекта, с методами и приемами его осуществления, с аргументами важности его проведения. |
Экскурсия в парк Цель: сбор природного материала для изготовления поделок; воспитание бережного отношения к природе. | Вовлечение родителей в экскурсионные мероприятия. | ||
Совместная с педагогом подготовка природного материала к дальнейшей работе с ним: засушивание листьев, сортировка природного материала. |
Консультация: «Как правильно заготовить природный материал?»
Привлечение к подготовке природного материала для дальнейшего его использования при изготовлении поделок. | ||
Экспериментирование с природным материалом
Цель: развитие фантазии, воображения, текстильного восприятия. |
Анкетирование
«Проявление заинтересованности детей к художественно-творческой деятельности» | ||
Игры с природным материалом на развитие воображения, фантазии: «На что похоже?» «Что у меня получилось?» | |||
Рассматривание объемных поделок из природного материала.
Цель: обогащение восприятия, знакомство с техникой, материалом изготовления. | |||
октябрь |
Конструирование из шишек, фасоли, каштанов, желудей.
Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики рук. Изготовление совместно с воспитателем объемной поделки «Ёжик» из пластилина и сухих крылаток клена. Цель: формировать умение дополнять образ недостающими деталями. | Презентация «Что такое аранжировка и экопластика» Цель: знакомство с понятиями и видом деятельности. | |
Рассматривание гербария.
Цель: формировать проявление интереса к живой природе. | Анкетирование «Организация художественно-творческой деятельности в семье» | ||
Игра «С какого дерева лист»
Цель: закреплять знание названия деревьев. | |||
Составление композиций из сухих листьев.
Цель: развивать фантазию, закрепить знание свойств сухих листьев (хрупкие, нежные, тонкие), умение обращаться с сухими листьями. |
Мастер-класс «Розы из листьев»
Цель: показ способов изготовления роз из кленовых листьев. | ||
Конкурс совместного с родителями творчества «Что нам осень подарила»
Цель: развитие творческого потенциала, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. | |||
ноябрь |
Аппликация из сухих листьев и пластилина «Морковка для зайчика»
Цель: формировать умение выбирать подходящий по форме лист, намазывать его клеем, наклеивать на основу, лепить ботву из пластилина в виде «колбасок». | ||
Изготовление цветов из пластилина, крылаток клена, палочек от сока.
Цель: формировать умение создавать из природного и бросового материала образ. Составлять из изготовленных цветов букет. |
«Осенние посиделки»
Цель: представление родителями изготовленных поделок; подведение итогов; награждение | ||
Аппликация из сухих листьев «Бабочка»
Цель: закреплять умение наклеивать сухие листья на основу, формируя образ бабочки. | |||
Изготовление объемной поделки «Кораблик» из скорлупы от грецкого ореха.
Цель: формировать умение из природного и бросового материала изготовлять простейшую поделку. | Консультация «Детский дизайн в семье» | ||
Изготовление поделок из круп, макаронных изделий, ваты | декабрь |
Игра «Найди предмет в крупе»
Цель: знакомство с крупами, их свойствами, развитие мелкой моторики рук. | |
Рисование на манке.
Цель: развитие воображения, фантазии, творческих способностей | |||
Изготовление панно «Зимний пейзаж»
Цель: формировать умение из манки создавать изображение. Развивать творческие способности. | Рекомендации по организации творческой среды в домашних условиях для свободной творческой продуктивной деятельности. | ||
Конкурс творческих работ детей и родителей «Зимняя сказка» | |||
Изготовление новогоднего украшения «Бусы из макаронных изделий»
Цель: формировать умение нанизывать макаронные изделия на шнур, чередуя их по форме, раскрашивать в разные цвета. |
Досуг для родителей и детей «Новогодняя сказка»
Подведение итогов конкурса. Награждение победителей. | ||
Коллективное изготовление панно «Много снега зимой»
Цель: формировать умение работать в коллективе, придерживаясь общей цели. | |||
Дизайн зимнего участка | январь |
Заготовка цветных ледышек для украшения участка.
Цель: познакомить детей со свойствами воды, формировать умение красить воду, развивать эстетическое восприятие. | Консультация «Организация дизайн-деятельности на улице в зимней период» |
Лепка из снега «Лисичка из сказки», украшение образа заготовленными ледышками.
Цель: закрепить знание свойств снега, формировать желание помогать при создании образа из снега, развивать эстетический вкус при украшении поделки из снега. | Вовлечение родителей к подготовке к конкурсу «Дизайнер зимнего участка» | ||
Лепка из снега «Снежная баба-франтиха», украшение образа.
Цель: продолжать закреплять умение лепить образы из снега, развивать творчество, эстетический вкус при украшении предмета. | |||
Тестопластика | февраль |
Знакомство с соленым тестом, экспериментирование
Цель: познакомить со свойствами соленого теста, формировать умение лепить округлую, удлинённую форму, делить кусок соленого теста на части стекой. | Консультация для родителей «Лепим дома всей семьёй» |
«Узнай, что получилось?»
Цель: закрепление способов лепки из теста. | Рекомендации по приготовлению соленого теста, цветного соленого теста, сушке готовых изделий. | ||
Лепка из цветного соленого по желанию.
Цель: развитие воображения, фантазии. | |||
Лепка из цветного соленого теста «Печенье»
Цель: закреплять умение лепить предметы из цветного соленого теста, украшать их макаронными изделиями. |
Мастер – класс «Полезные штучки для дома из соленого теста»
Цель: заинтересовать родителей изготовлением поделок из соленого теста. | ||
март |
Лепка из цветного соленого теста «Бусы»
Цель: закреплять умение лепить колечки, нанизывать их на шнур. | ||
Панно «Цветок для мамы» (лепка из цветного соленого теста)
Цель: закреплять умение лепить предметы из солёного теста, развивать творческое воображение, творческие способности. | Выставка авторских поделок из различных материалов. | ||
Лепка из соленого теста «Бабочка»
Цель: продолжать формировать умение создавать образы из соленого теста. Развивать самостоятельность, целеполагание. | |||
Раскрашивание бабочки гуашью
Цель: формировать умение раскрашивать объемную поделку. Развивать творчество. | |||
Бумагопластика | апрель | Знакомство с различными видами бумаги, её свойствами. Экспериментирование. | |
Рассматривание поделок из бумаги.
Цель: обогащение восприятия, знакомство с техникой и материалом изготовления. | |||
Изготовление панно «Овечка» из комочков смятой бумаги.
Цель: формировать умение сминать кусочки гофрированной бумаги, наклеивать на шаблон близко друг к другу. | Консультация «Развитие ручной умелости - путь к совершенствованию речи ребенка» | ||
Изготовление объемной аппликации «Весенний цветок»
Цель: продолжать формировать умение сминать кусочки бумаги и наклеивать их на основу, формируя цветок. Развивать творческие способности. | |||
май |
Изготовление подвески из бумаги «Солнце»
Цель: формировать умение полоски бумаги склеивать в петельки, размещать их на круглой основе в виде лучей, формируя солнце. Развивать самостоятельность, планомерность работы. | ||
Изготовление объёмной аппликации «Ромашка»
Цель: продолжать формировать умение из полосок бумаги создавать образ, склеивая концы полосок в петлю и размещая их по кругу, формируя лепестки цветка. | |||
Совместный творческий конкурс поделок родителей и детей «Весенняя радость» | |||
Заключительный мониторинг.
Цель: выявить уровень творческих способностей детей после проведенной в течение года работы. |
Родительское собрание
Анализ проведенной работы. Перспективы на будущее. Подведение итогов. Награждение победителей конкурса |