Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6
 «МАШЕНЬКА»

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «МАШЕНЬКА»

Гусляева Марина Александровна, воспитатель группы 9 «Весёлый паровозик»


Опубликовано 07.04.2016    (Обновлено 08.04.2016 07:50)

Авторская педагогическая технология проектной деятельности

Введение

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в ДОУ, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Сегодня насчитывается большое количество педагогических технологий. Но меня заинтересовала именно технология проектной деятельности, так как она является одним из методов развивающего обучения, потому что в её основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также повышает качество образовательного процесса, служит развитию критического и творческого мышления. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Использование проектной деятельности в своей педагогической деятельности позволило мне изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Проект «Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»

Тип проекта: творческий

Участники проекта: дети 3-4 лет, их родители

Срок реализации проекта: 9 месяцев

Описание ситуации: Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном в дошкольном возрасте.

В связи с этим возникла необходимость в своей работе обратиться к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.

Актуальность: Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

К сожалению, современная массовая «школа» еще сохранила нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием элементов дизайна является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Цель проекта: Развитие художественно – творческого потенциала посредством введения в продуктивную изобразительную деятельность детей элементов дизайна.

Дидактические задачи:

  • развивать у детей интерес к дизайн – творчеству;
  • способствовать разностороннему развитию ребенка;
  • стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома;
  • стимулировать развитие у ребенка способности к целеполаганию и мотивации своей деятельности;
  • установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения единомыслия по данной проблеме.

Методические задачи:

  • установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения единомыслия по данной проблеме;
  • разработать диагностический инструментарий для выявления творческих способностей детей;
  • создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую художественно-творческую деятельность детей;
  • разработать игровые упражнения и развивающие дидактические игры, активизирующие творческое воображение;
  • разработать занятия с использованием элементов дизайн – деятельности;
  • создать информационную среду в приемной комнате для просвещения родителей по теме проекта.

Методическое обоснование: Диагностическое обследование художественно-изобразительного творчества детей показало, что работы неинтересны, невыразительны, однотипны, у детей не развито воображение, фантазия.

В результате анализа ситуации возникло противоречие между: необходимостью совершенствования программы ДОУ с целью формирования творческой личности и недостаточностью внимания к этой проблеме.

Гипотеза: если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием элементов дизайна, то творческий потенциал детей будет развиваться наиболее эффективно.

Новизна проекта: детская дизайн-деятельность – это новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, которое дает широкий простор детскому творчеству. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Предлагаемые в проекте новые неклассические формы работы с детьми, их родителями в совокупности сформируют гармонично развитую, творческую личность.

Этапы проекта:

  • подготовительный (изучение литературы по теме проекта, составление проекта: плана, диагностического материала; вводное исследование творческих способностей детей; презентация для родителей с целью знакомства с проектом);
  • основной (реализация проекта «Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»);
  • заключительный (итоговое исследование творческих способностей детей, анализ деятельности; обобщение результатов работы; беседа с родителями о результатах проекта)

Реализация основного этапа проекта осуществляется по двум разделам:

  • художественная аранжировка;
  • декоративно-прикладной дизайн;

и направлениям:

  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

В осуществлении проекта использовались следующие формы работы с детьми: игровые занятия, экспериментирование, дидактические игры и упражнения, экскурсии, наблюдения, выставки, беседы, рассматривание, досуги, презентации.
А также формы работы с родителями: выпуск памяток и методических рекомендаций, библиотечка по теме проекта, публикация статей по теме проекта в сети интернет, школа дизайна для родителей, конкурсы совместного с детьми творчества, информирование через стенд в приемной комнате, мастер-классы, консультации.

Ожидаемые результаты:

  • проявление устойчивого интереса к дизайн-творчеству, повышение творческой активности, инициативности и художественной самостоятельности;
  • сформированность у детей способностей последовательно осуществлять свой замысел и умело обращаться с материалами и инструментами;
  • умение создавать и использовать в оформлении аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать интерьер;
  • установление тесной взаимосвязи с родителями и воспитателями.

Для выявления динамики развития детей художественного творчества был проведен вступительный и заключительный мониторинг. Анализ результатов показал положительную динамику. У детей сформировался устойчивый интерес к дизайн-деятельности, появилась способность к целеполаганию и мотивации своей деятельности. Повысилась творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из разных материалов, атрибуты для игр, подарки для близких людей, благоустраивать интерьер.

Результаты мониторинга

Выводы: В результате проектной деятельности были выделены эффективные способы решения данной проблемы, которые способствовали повышению творческого потенциала детей.

Востребованность проекта: Материалы исследования были использованы при разработке программы дополнительного образования.
Результатом работы стало создание в ДОУ дополнительной услуги по дизайн-деятельности с целью развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Распространение опыта: Результаты исследования обсуждались на педагогическом совете в мае 2013 года.

По данным исследования была написана программа дополнительного образования по дизайн-деятельности «Природа и фантазия», которая осуществляется в МБДОУ ЦРР - ДС №43 «Яблонька».

Проект и перспективный план проектной деятельности размещены на сайте InfoUrok.RU;

Консультация для родителей ««Использование природного материала в играх и поделках. Что такое экопластика» размещена на сайте MAAM.RU

Данные исследования могут использоваться в других дошкольных образовательных учреждениях и центрах дополнительного образования.

Используемая литература:

  1. Дизайн и дети: Методические рекомендации // Авт.-сост. Л. А.Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  2. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.-М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007
  4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала.-М.: Изд. дом «Карапуз», 2010
  5. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006
  6. Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч. – 2006. - №3
  7. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000
  8. Швайко Г.С. Совет педагогов: Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2004.-№1
  9. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - №2.

Интернет ресурсы:

  1. Петрова М.С. Дизайн в детском саду. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news1393.html
  2. Детский дизайн в детском саду http://www.maam.ru/detskijsad/detskii-dizain-v-detskom-sadu-21090.html
  3. Конопатова Н.В.Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста http://www.kitaphana.kz/ru/downloads/referats/165-muzika/2356-razvitie-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
  4. Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников http://festival.1september.ru/articles/419196/
  5. Подкорытова Е.В. Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО http://nsportal.ru/proektnaya-deyatelnost-pedagoga-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-do

Перспективный план педагогического проекта «Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»
Раздел Месяц Работа с детьми Работа с родителями
1 2 3 4
Эко пластика сентябрь Вводный мониторинг
Цель: выявление исходного уровня развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Презентация проекта
Цель: знакомство родителей с целью и задачами проекта, с методами и приемами его осуществления, с аргументами важности его проведения.
Экскурсия в парк Цель: сбор природного материала для изготовления поделок; воспитание бережного отношения к природе. Вовлечение родителей в экскурсионные мероприятия.
Совместная с педагогом подготовка природного материала к дальнейшей работе с ним: засушивание листьев, сортировка природного материала. Консультация: «Как правильно заготовить природный материал?»
Привлечение к подготовке природного материала для дальнейшего его использования при изготовлении поделок.
Экспериментирование с природным материалом
Цель: развитие фантазии, воображения, текстильного восприятия.
Анкетирование
«Проявление заинтересованности детей к художественно-творческой деятельности»
Игры с природным материалом на развитие воображения, фантазии: «На что похоже?» «Что у меня получилось?»
Рассматривание объемных поделок из природного материала.
Цель: обогащение восприятия, знакомство с техникой, материалом изготовления.
октябрь Конструирование из шишек, фасоли, каштанов, желудей.
Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики рук.
Изготовление совместно с воспитателем объемной поделки «Ёжик» из пластилина и сухих крылаток клена.
Цель: формировать умение дополнять образ недостающими деталями.
Презентация «Что такое аранжировка и экопластика» Цель: знакомство с понятиями и видом деятельности.
Рассматривание гербария.
Цель: формировать проявление интереса к живой природе.
Анкетирование «Организация художественно-творческой деятельности в семье»
Игра «С какого дерева лист»
Цель: закреплять знание названия деревьев.
Составление композиций из сухих листьев.
Цель: развивать фантазию, закрепить знание свойств сухих листьев (хрупкие, нежные, тонкие), умение обращаться с сухими листьями.
Мастер-класс «Розы из листьев»
Цель: показ способов изготовления роз из кленовых листьев.
Конкурс совместного с родителями творчества «Что нам осень подарила»
Цель: развитие творческого потенциала, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
ноябрь Аппликация из сухих листьев и пластилина «Морковка для зайчика»
Цель: формировать умение выбирать подходящий по форме лист, намазывать его клеем, наклеивать на основу, лепить ботву из пластилина в виде «колбасок».
Изготовление цветов из пластилина, крылаток клена, палочек от сока.
Цель: формировать умение создавать из природного и бросового материала образ. Составлять из изготовленных цветов букет.
«Осенние посиделки»
Цель: представление родителями изготовленных поделок; подведение итогов; награждение
Аппликация из сухих листьев «Бабочка»
Цель: закреплять умение наклеивать сухие листья на основу, формируя образ бабочки.
Изготовление объемной поделки «Кораблик» из скорлупы от грецкого ореха.
Цель: формировать умение из природного и бросового материала изготовлять простейшую поделку.
Консультация «Детский дизайн в семье»
Изготовление поделок из круп, макаронных изделий, ваты декабрь Игра «Найди предмет в крупе»
Цель: знакомство с крупами, их свойствами, развитие мелкой моторики рук.
Рисование на манке.
Цель: развитие воображения, фантазии, творческих способностей
Изготовление панно «Зимний пейзаж»
Цель: формировать умение из манки создавать изображение. Развивать творческие способности.
Рекомендации по организации творческой среды в домашних условиях для свободной творческой продуктивной деятельности.
Конкурс творческих работ детей и родителей «Зимняя сказка»
Изготовление новогоднего украшения «Бусы из макаронных изделий»
Цель: формировать умение нанизывать макаронные изделия на шнур, чередуя их по форме, раскрашивать в разные цвета.
Досуг для родителей и детей «Новогодняя сказка»
Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.
Коллективное изготовление панно «Много снега зимой»
Цель: формировать умение работать в коллективе, придерживаясь общей цели.
Дизайн зимнего участка январь Заготовка цветных ледышек для украшения участка.
Цель: познакомить детей со свойствами воды, формировать умение красить воду, развивать эстетическое восприятие.
Консультация «Организация дизайн-деятельности на улице в зимней период»
Лепка из снега «Лисичка из сказки», украшение образа заготовленными ледышками.
Цель: закрепить знание свойств снега, формировать желание помогать при создании образа из снега, развивать эстетический вкус при украшении поделки из снега.
Вовлечение родителей к подготовке к конкурсу «Дизайнер зимнего участка»
Лепка из снега «Снежная баба-франтиха», украшение образа.
Цель: продолжать закреплять умение лепить образы из снега, развивать творчество, эстетический вкус при украшении предмета.
Тестопластика февраль Знакомство с соленым тестом, экспериментирование
Цель: познакомить со свойствами соленого теста, формировать умение лепить округлую, удлинённую форму, делить кусок соленого теста на части стекой.
Консультация для родителей «Лепим дома всей семьёй»
«Узнай, что получилось?»
Цель: закрепление способов лепки из теста.
Рекомендации по приготовлению соленого теста, цветного соленого теста, сушке готовых изделий.
Лепка из цветного соленого по желанию.
Цель: развитие воображения, фантазии.
Лепка из цветного соленого теста «Печенье»
Цель: закреплять умение лепить предметы из цветного соленого теста, украшать их макаронными изделиями.
Мастер – класс «Полезные штучки для дома из соленого теста»
Цель: заинтересовать родителей изготовлением поделок из соленого теста.
март Лепка из цветного соленого теста «Бусы»
Цель: закреплять умение лепить колечки, нанизывать их на шнур.
Панно «Цветок для мамы» (лепка из цветного соленого теста)
Цель: закреплять умение лепить предметы из солёного теста, развивать творческое воображение, творческие способности.
Выставка авторских поделок из различных материалов.
Лепка из соленого теста «Бабочка»
Цель: продолжать формировать умение создавать образы из соленого теста. Развивать самостоятельность, целеполагание.
Раскрашивание бабочки гуашью
Цель: формировать умение раскрашивать объемную поделку. Развивать творчество.
Бумагопластика апрель Знакомство с различными видами бумаги, её свойствами. Экспериментирование.
Рассматривание поделок из бумаги.
Цель: обогащение восприятия, знакомство с техникой и материалом изготовления.
Изготовление панно «Овечка» из комочков смятой бумаги.
Цель: формировать умение сминать кусочки гофрированной бумаги, наклеивать на шаблон близко друг к другу.
Консультация «Развитие ручной умелости - путь к совершенствованию речи ребенка»
Изготовление объемной аппликации «Весенний цветок»
Цель: продолжать формировать умение сминать кусочки бумаги и наклеивать их на основу, формируя цветок. Развивать творческие способности.
май Изготовление подвески из бумаги «Солнце»
Цель: формировать умение полоски бумаги склеивать в петельки, размещать их на круглой основе в виде лучей, формируя солнце. Развивать самостоятельность, планомерность работы.
Изготовление объёмной аппликации «Ромашка»
Цель: продолжать формировать умение из полосок бумаги создавать образ, склеивая концы полосок в петлю и размещая их по кругу, формируя лепестки цветка.
Совместный творческий конкурс поделок родителей и детей «Весенняя радость»
Заключительный мониторинг.
Цель: выявить уровень творческих способностей детей после проведенной в течение года работы.
Родительское собрание
Анализ проведенной работы. Перспективы на будущее. Подведение итогов. Награждение победителей конкурса

 

 

 

×

Регистрация

Обновить картинку

Если Вы не робот, введите код с картинки*

При регистрации Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных.

(*) - поля, обязательные для заполнения


Мои Интернет ресурсы