Программа по дизайн-деятельности для детей общеразвивающей группы 4–5 лет
Пояснительная записка
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.
Программа актуальна, так как закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность и необходимо разрушать застывшие шаблоны, вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.
Детская дизайн - деятельность направлена на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
Освоив разнообразные дизайн - техники, ребенок сможет самостоятельно заниматься творчеством дома, в кругу семьи, что так важно в наше время семейной разобщенности и тотальной занятости родителей.
Все творческие работы могут стать прекрасным украшением интерьера, нарядной картиной или забавной игрушкой, что привнесет в дом атмосферу уюта, индивидуальности, человеческой теплоты.
Цель программы: развитие художественного творчества посредством обучения детей элементам дизайна.
Обучающие задачи:
- обучение детей элементам дизайн-деятельности.
- развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне.
- создание условий для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами и техниками.
Воспитывающие задачи:
- формирование оценочного отношения к окружающему миру, эстетического вкуса, культуры поведения.
- стимулирование сотворчества со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.
- воспитание бережного отношения к природе, уважение и любовь к близким и родным.
Развивающие задачи:
- развитие интереса к дизайн – творчеству.
- развитие познавательной активности, общения, самостоятельности.
- развитие художественного и творческого потенциала.
- развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности.
- развитие мелкой моторики рук.
Дизайн-деятельность это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд, которые направлены на оформление и украшение интерьера, одежды, мебели и т.д.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Программа состоит из 5 разделов, включающих в себя элементы различных видов художественного творчества, направленных на украшение и оформление интерьера:
- Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Этот вид деятельности в программе предполагает выполнение аппликаций из засушенных листьев и изготовление объемных поделок из шишек, скорлупы грецкого ореха.
- Поделки из круп, ватных дисков, ваты, макаронных изделий, яичной скорлупы.
- Бумагопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных видов бумаги. В программе предлагается работа по изготовлению объемных аппликаций, с использованием мятых салфеток.
- Тестопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из соленого теста.
- Скрапбукинг – направление декоративно-прикладного творчества. В программе предлагается работа по изготовлению поздравительных открыток, панно, оформлению шкатулок, используя специальные инструменты и материалы для скрапбукинга.
При реализации данной образовательной программы участвуют дети 4-5 лет.
Занятия проводятся с подгруппой детей, в количестве 5-8 человек, 1 раз в неделю, включают в себя теоретическую и практическую часть.
Продолжительность занятия 20 минут.
Срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты:
- умение выполнять аппликацию из различных неклассических материалов: сухих листьев, ватных дисков, яичной скорлупы, крупы, салфеток;
- умение изготовлять объёмные поделки-сувениры из шишек, скорлупы грецкого ореха, яичной скорлупы;
- умение лепить поделки из соленого теста и оформлять их;
- умение пользоваться инструментами и материалами для скрапбукинга, изготовлять открытки;
- развитие творческого потенциала, воображения, самостоятельности, аккуратности.
Перспективное планирование по дизайн - деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 4 - 5 лет
Месяц | Неделя | Тема занятия | Цель занятия | Методическое обеспечение |
октябрь | 1 | Аппликация из сухих листьев «Корзина с морковью» | Учить детей выполнять аппликацию из бумаги, дополняя её природным материалом (листья) и пластилином (украшения на корзине, ботва у моркови) | Образец, заготовки корзиночек, засушенные листья удлиненной формы, пластилин |
2 | Аппликация «Березка» (засушенные листья) | Развивать умение произвольно располагать засушенные листочки на кроне дерева. Закреплять прием наклеивания. | Нарисованное изображение березки (крона и ствол), мелкие засушенные березовые листочки, клей, тряпочка, кисточка для клея. | |
3 | Аппликация «Бабочка» (засушенные листья) | Формировать умение из сухих листьев создавать образ бабочки, соблюдая пропорциональное расположение крыльев. | Образец, сухие листья, клей ПВА строительный, кисти, клеенки, тряпочки. | |
4 | Аппликация из засушенных листьев «Лисья мордочка» | Создавать из сухих листьев, бумаги и пластилина образ лисьей мордочки. Побуждать детей хорошо промазывать края листа. | Образец, цветной картон для фона, большой кленовый лист, два маленьких листа для ушей, заготовки из бумаги для глаз, кусок черного пластилина для носа, сухие веточки для усов. | |
ноябрь | 1 | Аппликация из сухих листьев «Солнышко» | Формировать умение наклеивать листья по кругу, промазывая только основание листа. Развивать аккуратность при работе с сухими листьями. | Образец, кленовые сухие листья, круг желтого цвета, мелкие детали из цветной бумаги (глаза, рот), фломастеры, клей ПВА строительный, кисти, клеенки. |
2 | Сувенир «Черепаха» (скорлупа грецкого ореха) | Формировать умение из скорлупы грецкого ореха и пластилина изготовлять черепаху, добавлять поделку элементами из бисера. Побуждать детей проявлять самостоятельность. | Скорлупа половины грецкого ореха, пластилин, бисер для глаз, бархатная бумага для подставки, образец. | |
3 | Сувенир - игрушка «Ёжик» (шишки) | Закреплять умение из природного материала и пластилина делать объемную поделку. Проявлять самостоятельность в выборе материала. | Сосновые шишки, пластилин, бисер, картон для подставки, образец | |
4 | Сувенир – игрушка «Медведь» (каштаны) | Продолжать учить детей из природного материала (каштаны) и пластилина изготовлять объёмную поделку. Развивать фантазию, воображение. | Образец, каштаны разной величины, пластилин | |
декабрь | 1 | Картина из манки «Снеговик» | Учить детей равномерно покрывать графическое изображение клеем, обильно посыпать манной крупой, стряхивать лишнюю крупу. | Графическое изображение снеговика, цветной картон, манная крупа, клей ПВА, кисточка для клея, образец |
2 | Аппликация « Зайчик в белой шубке» | Формировать умение выполнять аппликацию из фаты, формирую образ зайца, дополнять поделку недостающими деталями из пластилина. | Образец, графическое изображение зайца на цветном картоне, вата, клей ПВА, черный пластилин. | |
3 | Сувенир «Новогодняя ёлочка» | Формировать умение раскрашивать кедровую шишку, хорошо прокрашивая каждую веточку. Украшать ёлочку подручным материалом. | Образец, кедровая шишка, зеленая гуашь, кисть, цветной пластилин, гель с блесками, бант из ленты. | |
4 | Поздравительная открытка «С новым годом» (скрапбукинг) | Формировать умение пользоваться фигурными ножницами, фигурным дыроколом. Развивать дизайнерский вкус, умение создавать композицию из элементов. | Образцы скрап-открыток на новогоднюю тематику, бумага для скрапбукинга, фигурные дыроколы «Снежинка», фигурные ножницы, клеевой карандаш, клеенки. | |
январь | 1 | Подсвечник из цветного соленого теста | Продолжать учить детей работать с соленым тестом. Формировать умение использовать подручный материал для создания узора. Развивать творческие способности, фантазию. | Образец, соленое тесто разных цветов, колпачок от фломастера для создания узора путем вдавливания, свеча. (маленькая для торта) |
2 | Подвеска «Снеговик» | Закреплять умение лепить поделки из соленого теста. Развивать творческие способности. | Образец, соленое тесто, стека, стакан с водой, фольга, доска для лепки. | |
3 | Раскрашивание снеговика | Формировать умение раскрашивать гуашью изделие из соленого теста. Развивать аккуратность. | Образец, разноцветная гуашь, кисть, баночка с водой. | |
4 | Подвеска для украшения интерьера «Солнце» | Формировать умение резать по прямой, склеивать концы бумаги и приклеивать их готовым заготовкам круга. Побуждать детей проявлять самостоятельность. | Образец, заготовки из желтой бумаги с предварительно расчерченными полосками, два круга, фломастеры. | |
февраль | 1 | Рамка с фотографией «Сердце» | Закреплять умение делить соленое тесто на равные части стекой, катать шарики, выкладывать шарики в виде сердца. Использовать в работе подручный материал для создания узора. | Образец, сердце из солёного цветного теста, соленое тесто розовых и красных оттенков, пуговицы, фото ребенка округой формы. |
2 | Аппликация из бумаги «Рыба» | Закреплять умение резать по прямой. Формировать умение выполнять объёмную аппликацию. | Образец, цветная (офисная) бумага с начерченными полосками, два полуовала, вырезанные мелкие детали (глаза, рот), цветной картон для фона, клей ПВА. | |
3 | Сувенир-игрушка «Самолет» (подарок для папы) | Формировать умение конструировать самолет из спичечного коробка и картона, дополнять его мелкими деталями. | Образец, спичечный коробок, цветная бумага, вырезанные элементы из картона, пластилин, звезды из бумаги, клей ПВА, кисти, клеенки. | |
4 | Объёмная аппликация «Букет сирени» | Закреплять умение сминать квадратики гофрированной бумаги в комочки, формировать из них бутоны сирени, дополнять аппликацию ветками и листьями. | Образец, квадратики гофрированной бумаги, цветной картон с изображением бутонов сирени, листья и веточки из зеленой бумаги, клей ПВА. | |
март | 1 | Поздравительная открытка для мамы. (скрапбукинг) | Продолжать учить детей использовать в работе материалы и инструменты для скрапбукинга. Развивать творческие способности, фантазию. | Образец, бумага для скрапбукинга. Трафареты «Цветок», дырокол «Бабочка»,двусторонний объемный скотч, фигурные и традиционные ножницы, цветная бумага, клеевой карандаш, клеенки. |
2 | Аппликация «Жираф» (крупа) | Учить детей аккуратно заполнять плоскость изображения клеем, засыпать крупой разного вида, стряхивать лишнюю крупу с изделия. | Графическое изображение жирафа на альбомном листе (на каждого ребенка), клей, клеевая кисточка, баночка для клея, кукурузная и гречневая крупы, образец. | |
3 | Аппликация «Овечка» (мятые салфетки) | Формировать умение скатывать из кусочков салфетки комочки, наклеивать их на основу, дорисовывать элементы фломастером. Развивать фантазию. | Вырезанные детали овечки (голова, ножки), белые салфетки, разрезанные на квадратики, клей ПВА, кисточка для клея, черный фломастер, образец. | |
4 | Панно для украшения интерьера «Весна пришла»(скрапбукинг) | Закреплять умение использовать в работе материалы и инструменты для скрапбукинга. (фигурные дыроколы, ленты, фигурные ножницы, штампы). Формировать умение создавать единую картину общими усилиями. Развивать чувство коллективизма. | Бумага для скрапбукинга, фигурные дыроколы, штампы (бабочки), фигурные ножницы, цветные ленты, двухсторонний скотч, клеевой карандаш. | |
апрель | 1 | Аппликация из мятой бумаги «Цветок» | Закреплять умение сминать квадратики бумаги в комочки, наклеивать их на графическое изображение, не выходя за контур. | Образец, квадратики цветной гофрированной бумаги, картон с графическим изображением цветка, клей ПВА |
2 | Аппликация из пластилина «Бабочки» | Закреплять умение размазывать кусочки пластилина на поверхности графического изображения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию. | Образец, половина картонного листа с графическим изображением бабочек, цветной пластилин. | |
3 | Поздравительная открытка к празднику Пасхи (скрапбукинг) | Формировать умение создавать композицию из готовых элементов, украшать яйца мелкими деталями. Учить детей скручивать вату в комочки, образуя веточку вербы. Закреплять умение использовать в работе инструменты и материалы для скрапбукинга. | Образец, цветной картон, заготовки яиц (без украшения), мелкие детали для украшения яиц, коричневая полоска бумаги (для веточки), вата, клей ПВА. | |
4 | Аппликация «Золотая рыбка» (крупа) | Формировать умение создавать аппликацию, используя горох и пшено. Развивать мелкую моторику рук, фантазию. | Образец, половина картонного листа с графическим изображением бабочек, цветной пластилин. | |
май | 1 | Подвеска – сувенир «Птичка» | Формировать умение складывать бумагу веером, вставлять в прорези, образуя хвост и крылья птицы. | Образец, плоскостное изображение птицы с прорезями, цветная бумага, фломастеры. |
2 | Открытка к празднику День победы (скрапбукинг) | Продолжать учить детей из комочков бумаги изготовлять аппликацию. Дополнять изделие элементами скрапбукинга. | Образец, цветной картон (тонированная бумага) с изображением звезды, квадраты цветной гофрированной бумаги, заготовки листьев, клей ПВА, штамп «Звезда», фигурный дырокол «Цветок» | |
3 | Шкафчик для мелких предметов, украшенный в технике скрапбукинг. | Продолжать учить детей изготовлять поделки их спичечных коробков. Закреплять умение обклеивать коробки цветной бумагой. Развивать творческие способности при украшении шкафчика, используя материалы и инструменты для скрапбукинга. | Образец, спичечные коробки, цветная бумага, клей ПВА, детали для украшения, фигурные дыроколы, крупные полубусины, кружево, двусторонний скотч. | |
4 | Сувенир-игрушка «Парусник» | Закреплять умение изготовлять поделки из спичечных коробков. | Образец, спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, трубочки от сока, флажки, клей ПВА |
Обсуждение