Конспект ООД по обучению грамоте "Айболит спешит на помощь"
Конспект ООД с детьми с ОВЗ (нарушение речи) подготовительной к школе группы по обучению
грамоте
Тема: «Айболит спешит на помощь»
Выполнила воспитатель
Макарова Валентина
Алексеевна
Цель:
Развитие
способности ориентироваться в звуковой стороне речи и овладение первоначальными
основами грамоты.
Задачи:
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание,память; - способствовать правильному и четкому произношению звуков;
-
развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в
придумывании предложений с заданным словом;
Воспитательные:
создать хорошее настроение: - воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе; - поощрять активность и самостоятельность.
Образовательные:
-
продолжать работу по ознакомлению
детей со словом и предложением.
-
совершенствовать навыки звукового
анализа слов:
определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой,
звонкий);
место звука в слове; делить слова на слоги, определяя
количество слогов, находить ударный звук, выделяя его голосом;
Интеграция
образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно –
эстетическое развитие
Физическое развитие
Познавательное развитие
Словарная работа:
Термометр, йод.
Предварительная
работа:
Чтение
сказки, рассматривание иллюстраций.
С/р игра «На приеме у доктора»,
Д/игры «Чудесный мешочек», «Скажи наоборот», «Назови одним словом» и др.
Инсценирование
сказки.
Материалы и
оборудование:
Картинки
с иллюстрациями, конверты с заданиями, таблица,
обручи, картина пещеры, куклы: Айболит, Лиса, Зайчик, Барбос. Музыкальное сопровождение.
Содержание:
Дети встают в круг. Эмоциональный настрой.
- Ребята, давайте посмотрим,
друг на друга и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего путешествия.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Всех на
свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это:
Дети: (Доктор Айболит)
- Из какой сказки этот герой?
Ответ детей.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто-то оставил чемодан.
Интересно, чей это чемодан?
Дети:
Доктора Айболита.
Воспитатель:
Что же случилось?
Дети:
ответы детей.
Воспитатель находит телеграмму и читает ее:
Вы знаете, что Доктор Айболит
лечит животных. В одном лесу находятся
больные животные, и они решили
пригласить Айболита, чтобы доктор
вылечил их.
Добрый доктор Айболит сразу же поспешил на помощь! Но забыл
свой чемоданчик с лекарствами.
Воспитатель:
Ребята, надо ему его вернуть. Но как это сделать?
Дети:
отправиться вслед за ним.
Воспитатель:
Тогда отправляемся в путь!
Путь будет сложным, от
нас потребуется много знаний и терпения, чтобы выполнить все задания и помочь
Айболиту. Если вы готовы, то отправляемся прямо сейчас.
Под веселую музыку дети отправляются в путь. Воспитатель
достает конверт из сундучка: А вот и первое задание, которое нам надо
выполнить.
Игра: «Вопрос – ответ».
- из чего состоит речь?
- что такое предложение?
- какие бывают предложения?
- из чего состоят предложения?
- из чего состоят слова?
- что такое звуки?
- какие бывают звуки?
- что такое буквы?
Ответы детей.
Воспитатель хвалит
детей за правильные ответы.
Дети идут дальше. Прыгают по "кочкам"- обручам,
идут змейкой, перебираясь, таким образом,
на полянку и садятся в центр ковра.
Из-за дерева воспитатель достает игрушку зайчика.
Дети здороваются с Зайчиком и спрашивают у него, не знает ли
он, где найти доктора Айболита. Да, он
здесь был, пришил мне лапку и сразу же поспешил дальше. Но чтобы его
найти, надо выполнить задания. Дидактическая
игра: «Раздели слова на слоги»
. Дети берут предметные картинки. Четко проговаривают слово.
Произносят слово по слогам и одновременно хлопают в ладоши. Определяют, сколько
в слове слогов. (Предметные картинки: мяч, яблоко, лиса, кукла, машина, барабан,
кубик, и т.д.)
«Где спрятался звук?»
(
слова со звуком «м»
в трех позициях: Малина, комната, ком,
магазин, чемодан и др.).
"Скажи правильно".
Воспитатель показывает детям предметные картинки, а дети
составляют предложения.
В домике кошка рядом
с котятами. Книга лежит на
столе. Ручка под
книгой. Кошка около
стула. Девочка за
деревом. Птица на
дереве. Малыш рядом с дедушкой. Мяч у папы. Выполнив
задания, дети прощаются с Зайчиком и
идут дальше.
Физкультминутка
«Мы к лесной опушке вышли,
поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
через
ветки и пенёчки.
На носочках ты шагай,
спину выпрямляй.
Влево – вправо повернулись,
и
цветочкам улыбнулись.
По тропинке мы шагали,
и
ни разу не упали.
Воспитатель обращает внимание детей на
игрушку – лису. Ребята, игрушка живой
или неживой предмет? (ответы детей). Тогда задайте правильный вопрос к
предмету.
- что это?
- назовите признаки
предмета, (пушистая, рыжая, хитрая, умная, т.д.)
- назовите действия предмета. (сидит, ходит, прыгает,
смотрит, т.д.)
Дети подходят к Лисе,
здороваются и спрашивают у нее, не знает
ли она, куда отправился Айболит?
Воспитатель:
Знаете ребята, Лиса так сердита на
всех. Говорит, что она так любит играть,
а с ней никто не играет, потому что считают ее хитрой плутовкой. Дети соглашаются поиграть с Лисой, садятся за
столы. Лиса предлагает детям провести
звуковой анализ слов: сахар, роза, бинт, банан, лед. Дидактическая
игра:
«Покажи букву».
Ребенок слушает слова, поднимает букву «С» или
«З». (Сок, лиса, змея, зонт, астра, азбука, зубы, нос, Зоя, Соня, загорать,
сорить).
Лиса благодарит детей за игру
и показывает дорогу, по которой следует идти дальше. На пути детей встречает пес – Барбос. Он рассказал детям, что Айболит в опасности,
его похитил Бармалей и прячет в пещере. И чтобы его спасти, надо
выполнить ряд заданий:
Дидактическая игра: «Хлопни в ладоши».
Хлопни в ладоши, если услышишь в слоге гласный звук (У)
(Ряд слогов: да – до - ду; шу - ша- шо; пу- пы - пи; ри - ру –
ра; са – су - сы)
«Предмет, слово, звук».
Дети достают из конверта предметную картинку,
называют слово, выделяют голосом гласный звук. (Дом, лук, сок, кит, кот, сыр,
стул, бак, гусь, жук, таз и т. д.). Пес – Барбос благодарит детей и провожает до
пещеры, в которой Бармалей прячет Айболита. (Дети идут змейкой, перепрыгивают
через лужи).
Воспитатель:
Но пещера закрыта. Как же нам
освободить Айболита? На пещере висит записка с заданием: «Собери слово из слогов».
Воспитатель вывешивает таблицу со слогами:
ма, ра, на, ла, ша, лу, са, ни, ми. Дети подбирают слоги и составляют слова.
Воспитатель:
Молодцы,
вы отлично справились с заданием. Доктор Айболит оказался на свободе. Отдают ему чемоданчик. Бармалею стало стыдно
за свой поступок, и он решил помочь
Доктору Айболиту: быстрее добраться до больных животных. Открыв сундучок
Айболит
показывает предметы: вата, йод, бинт, термометр).
Айболит
: Чтобы вылечить больных животных вы должны правильно выполнить ряд заданий: Игра:
«Определи звук», «Найди ударный звук».
Определите согласные звуки
(мягкий, твердый звонкий, глухой ) в словах:
«вата», «бинт», «термометр»,
«йод» и выделите в этих словах ударный
звук голосом.
Ответы
детей:
Игра: «Составь предложение».
Составьте предложения со словом бинт, вата,
термометр, йод.
Айболит
: Молодцы! И с этим
заданием вы справились
Доктор быстро вылечил
всех больных. (Айболит подходит к каждому ребенку, даёт витаминку и желает
всем здоровья.)
Воспитатель:
Ребята,
с какими трудностями вы столкнулись в пути? Что особенно вам запомнилось? А что
могло бы произойти, если мы не нашли
Айболита? (рассуждения детей)